Споры о реальной стоимости электроэнергии и тарифах на поставляемую мощность – одно из наиболее частых явлений на энергетическом рынке РФ. Как формируются цены? Сколько должны платить конечные потребители и посредники? Как решать проблемы, возникающие в процессе энергопоставок?
Действующее энергетическое законодательство постоянно изменяется и «оптимизируется», однако остается противоречивым, неидеальным, и не способно учесть многочисленные спорные ситуации. Экономические же суды часто отказываются учитывать отдельные споры в качестве прецедентов по аналогичных делам.
Государственная тарифная политика в энергетике
Стандартно, конечная стоимость электроэнергии – это сумма стоимостей:
- - купленной на оптовом рынке электрогенерации – до 50%;
- - услуг по передаче электроэнергии по электросетям (+обслуживание и содержание сетей + компенсации потерь) – до 44.5%;
- - сбытовой надбавки (расходов на поставку электроэнергии) – до 4.5%;
- - услуг инфраструктурных компаний – 0.1%.
В территориальных зонах со свободным (рыночным) ценообразованием продается до 100% мощности (за исключением особых территорий, где действуют регулируемые договора). Здесь учитываются конкурентный отбор мощности и предельный уровень регулируемых государством цен. Цена генерации в «ценовых зонах» не регулируется и зависит от спроса и нормативных ограничений.
В неценовых зонах действуют регулируемые государством предельные тарифы, которые контролируются ФАС РФ и могут изменяться не чаще одного раза в год согласно прогнозным показателям. Дополнительно государство сдерживает рост тарифов за счет перекрестного субсидирования генерирующих компаний (ежегодно объемы субсидирования постепенно снижаются и индексируются).
Однако полный контроль энергетического рынка и установление справедливой тарификации электроэнергии невозможен из-за постоянно растущего уровня затрат и издержек электросетевых компаний. Сетевая составляющая цены на мощность оценивается по уровню напряжения (низкое-среднее-высокое) и мощности потребления объектов конечных потребителей, и пока государством полностью не регулируется. При этом, часть потребителей подключены к сетям высокого напряжения (магистральные сети), что усложняет контроль и регулирование тарифов.
В области сбытовых надбавок ситуация более-менее под контролем. Надбавки. По крайней мере, гарантирующих поставщиков (большая часть энергосбытовых организаций в стране) регулируются на государственном уровне. С другой стороны, отказ от привязки к рыночной цене энергии и переход на эталонное ценообразование вносят свои спорные коррективы в тарифную политику.
Еще одна проблема – региональная тарификация стоимости электроэнергии, и разница в ценах по регионам не только сохраняется, но и увеличивается. При этом, непонятно, зачем она существует между регионами с географически и экономически сходными условиями. Неясна также экономическая обоснованность права на регулирование тарифов у региональных властей.
Как результат: политика искусственного сдерживания роста конечных для коммерческих потребителей цен на электроэнергию действует, но некоторые составляющие конечной цены неизбежно растут, тарификация сложна и непрозрачна, что оказывает давление именно на конечных потребителей (особенно – юридических лиц).
Перспектива решения проблем с тарифами на энергетическом рынке
Таким образом, наведение порядка в ценообразовании на рынке электроэнергии – первоочередная задача, дающая возможность исключить массу тарифных споров. В 2019 году был принят ФЗ №300, который ввел обязательную цифровизацию услуг электросетевых компаний с целью обеспечения прозрачности работы и снижения затрат на 35-30%. Однако этого недостаточно.
На сегодняшний день государство должно решить несколько важнейших задач:
- - Вернуть свободное ценообразование на энергорынок и перестать «регулировать» его, чтобы исключить функционирование «двух рынков – одного реально рыночного и второго регулируемого.
- - Прекратить политику вывода целых регионов из зон свободного ценообразования в зоны тарифного регулирования (уравнять регионы в экономических правах).
- - Остановить перекрестное тарифное субсидирование одних потребителей за счет других (например, физлиц за счет юрлиц, мелкого бизнеса за счет крупного, сельских жителей за счет города и т.д.- до 80% стоимости).
На сегодняшний день уже отменено льготное технологическое присоединение к электросетям для физических лиц и введена плата за резервирование избыточной мощности. Это серьезный шаг в выравнивании рыночных перекосов, однако, его может оказаться недостаточно.
Активно ведется в государственных органах власти обсуждение экономической обоснованности двуставочных тарифов (оплата «день-ночь», «плата за мощность + плата за фактическое потребление без резервирования). Это рыночный механизм стабилизации ситуации и исключения большого пласта споров между участниками энергорынка-юридическими лицами. Именно обоснованная плата за мощность, направленная на погашение инвестиционных затрат и технологическое присоединение к сетям позволит решить многие спорные вопросы, исключить перекрестное субсидирование и рационально распределить доходы сетевым компаниям.
Частые споры о неиспользованной заявленной мощностью – еще одна проблема. В российской энергосистеме сегодня не используется до 65% максимальной заявленной мощности, и это создает проблему подключения к сетям для новых пользователей. Возможно владельцы объектов, которые не «вычерпывают» заявленную энергию, заставят платить за «излишки» и затраты на их передачу.
Еще один путь: перестроение розничного рынка электроэнергии таким образом, чтобы:
- - все потребители имели равные права и условия работы с поставщиками мощности;
- - поставщика энергии можно было менять по простой процедуре;
- - можно было сократить цепочку участников до «поставщика-потребителя» и повысить конкуренцию за счет увеличения числа участников рынка;
- - договора заключались на долгосрочной основе (в том числе, на индивидуальной основе).
Эти инструменты позволят создать конкуренцию между поставщиками электроэнергии на рынке, следовательно, упростить условия сотрудничества и сделать тарифы на поставку мощности более привлекательными.
Однако, все эти перспективы – пока в проекте. Без государственного законодательного регулирования рынок сам к прозрачности и равноправию не придет. Поэтому задача ближайших 5-10 лет – существенно изменить законодательство в сфере электроэнергетики и навести порядок образования тарифов на услуги с учетом экономической обоснованности, равноправия и естественных механизмов расчет цен.
В противном случае, досудебные и судебные споры в области тарификации не закончатся никогда, ситуация будет все более кризисной, а для юристов работы всегда будет более, чем достаточно.
Тарифные споры
В то же время, следует понимать, что энергетические компании – рыночные монополисты, которые используют любые инструменты не для повышения качества оказываемых услуг, а для извлечения прибыли. Поэтому ФАС и экономические суды должны защищать интересы, в первую очередь, конечных потребителей, чего иногда не делается.
Сетевые компании и энергопоставщики располагают штатами подготовленных юристов, выиграть спор в суде у которых - крайне сложно. Они знают лазейки в законодательстве и умеют их использовать для гарантированного решения споров в свою пользу.
Кроме того, по многим спорам просто отсутствует практика, либо правовое толкование возникающих ситуаций неоднозначно. Это не позволяет применять определенные случаи в качестве готовых судебных прецедентов по идентичным ситуациям, и суды разных инстанций выносят разные решения по искам, жалобам и кассациям.
То есть, необходима единая система прозрачного расчета и регулирования тарифов, надежная правовая база и, фактически, новое тарифное законодательство - переход на рыночную систему ценообразования, прекращение перекрестного субсидирования одних категорий потребителей за счет других, отмена регионального регулирования тарифов, переход на равные условии сотрудничества и т. д.
Что делать потребителям, пока этого не произошло? Сотрудничать со специализированными компаниями, работающими на рынке энергетических услуг и оказывающими помощь клиентам при разрешении споров с операторами энергорынка. В Москве и Московской области такую поддержку вам готова оказать компания «ЭЛЕКТРИМ».
Наши специалисты помогают и энергокомпаниям (взаимодействие с государственными тарифными органами, посредниками и потребителями, сопровождение сделок по строительству и реконструкции энергообъектов и сетей), и конечным потребителям (защита прав и интересов в спорах с энергетиками, сетевыми компаниями и тарифными организациями, оптимизация затрат и т.п.).