Споры о реальной стоимости электроэнергии и тарифах на поставляемую мощность – постоянная проблема для российского энергорынка. Конечные потребители и посредники часто не могут разобраться в вопросах формирования рыночных цен и государственных тарифов на услуги, и часто не знают, куда обращаться при возникновении нарушений и спорных ситуаций в процессе поставки электроэнергии.

Связано большое количество споров с несовершенным энергетическим законодательством, которое постоянно изменяется в сторону то энергетиков, то конечных потребителей, сложными и громоздкими процедурами, большим документооборотом, завышенными полномочиями операторов рынка, бесправием конечных потребителей и непоследовательными решениями экономических судов.

Государственная тарифная политика в энергетической сфере

Государственная тарифная политика в энергетической сфере

Теоретически, полная стоимость электроэнергии, которая продается конечным потребителям, имеет вполне прозрачную типовую структуру и схему формирования. В идеале она складывается из:

  • стоимости электрогенерации, которую Энергосбыт покупает на оптовом рынке (до 50%);
  • стоимости услуг по передаче электричества по сетям электросетевых организаций;
  • стоимости технически неотделимых услуг – обслуживания электросетей и компенсации потерь;
  • стоимости услуг инфраструктурных компаний;
  • сбытовой надбавки Энергосбыта (до 4.5%). 

Небольшая часть электроэнергии закупается в «ценовых зонах» России, где цены регулируются только рынком и нормативными ограничениями. Основной же объем мощности покупается в регионах с регулируемым ценообразованием, где наряду с конкурентным спросом учитывается предельный уровень регулируемых государством тарифов на электричество. Цены и тарифы регулируются Федеральной антимонопольной службой и корректируются не чаще одного раза в год на основании прогнозных показателей. 

Такая структура рынка позволяет избегать монополии в энергетике, регулируя и сдерживая рост тарифов за счет перекрестного субсидирования генерирующих компаний. Однако полностью «оседлать» рынок государство не может: 

  • мощность потребления конечных потребителей пока учитывается по уровню напряжения;
  • часть потребителей подключены к сетям высокого напряжения;
  • уровень затрат и издержек генерирующих, энергосбытовых компаний и электросетевых организаций постоянно растет;
  • региональная тарификация цен не всегда экономически оправдана, плохо контролируется и только увеличивается. 

Более-менее стабилен контроль сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (которых в РФ – большинство), но переход на фиксированные тарифы и отказ от рыночных цен на энергию тоже создает перекос и массу споров в тарифной политике государства.  

В результате не работает ни рыночная ценовая свобода, ни искусственное сдерживание цен тарифами, между которыми постоянно мечется государство. Субсидирование убивает коммерческий сектор, тарификация наносит ущерб операторам рынка, рыночные цены – неподъемны для населения.

Неотложные задачи в энергетической сфере

Неотложные задачи в энергетической сфере

Таким образом, на начало 2025 года энергетическая сфера продолжает находиться в кризисе и несет убытки даже при постоянном росте цен и тарифов. Полумеры и отдельные эффективные шаги (в частности цифровизация услуг, сокращение перекрестного субсидирования, отмена льготных услуг и т.д.) решить проблему не в состоянии – необходим комплексный подход: 

  • отмена государственного регулирования и восстановление свободного рыночного ценообразования;
  • введение единых правил игры для всех участников рынка (коммерческих и государственных);
  • отказ от зон тарифного регулирования и уравнивание регионов в правах;
  • прекращение всех видов перекрестного субсидирования. 

На сегодня уже отменено льготное технологическое присоединение, введена плата за резервирование мощности, узаконены инвестиционные платежи в поддержку инфраструктуры электросетевых организаций, обсуждается вопрос экономической обоснованности двуставочных тарифов на энергопотребление и штрафных санкций за неиспользование заявленной мощности. Решение этих проблем, конечно, понравится не всем участникам рынка, но приведет к исключению огромного объема споров. 

Отдельного внимания требует розничный рынок электроэнергии, где также необходимо уравнять в правах поставщиков и потребителей мощности, увеличить число энергетических операторов, упростить процедуру смены поставщика энергии, сократить цепочки посредников между поставщиком и потребителем, начать заключать долгосрочные договора. 

Улучшение инвестиционного климата и рост конкуренции не только оживят розничный рынок энергетики, но и естественным образом стабилизируют спрос-предложение, усовершенствуют качество сотрудничества и оказания услуг, создадут условия для появления привлекательных тарифов для потребителей. 

Все это – задачи на ближайшие 10-15 лет, которые может инициировать только государство. В нынешнем состоянии энергорынок самостоятельно с такими вызовами вряд ли справится. Нужно изменение энергетического законодательства и урегулирование ценообразования с учетом экономической обоснованности, равноправия и прозрачных правил игры. Иначе энергетические споры не только не прекратятся, но будут только увеличиваться в количестве.

Тарифные споры

Законодательство в сфере энергетики имеет и еще один важный и логичный недостаток – оно ставит в привилегированное положение энергетические компании. Энергопоставщики и электросетевые организации превратились в рыночных монополистов, которые пользуются недостатками и «лазейками» в законах для получения прибыли, а не для повышения качества оказываемых услуг.

Серьезную проблему представляет, в том числе, защита государством и судебными органами интересов этих компаний, вместо поддержки конечных потребителей. ФАС и арбитражные суды часто выносят нелогичные решения в пользу энергетиков, а те активно нанимают целые штаты профессиональных юристов, которых сложно «переиграть» в досудебном и судебном порядке.

Ряд сложных и спорных ситуаций разрешается без опоры на процессуальную практику и аргументированное правовое толкование. Важные судебные случаи почему-то не используются в качестве прецедентов, и выносимые решения по одной и той же проблеме бывают кардинально противоположными.

Естественно, это создает ситуацию юридической анархии и нарушает права конечных потребителей. Решить проблему можно только путем формирования надежной и обоснованной правовой базы, опирающейся на законодательные стандарты и эталонную практику решения споров. Это – путь к сокращению числа споров и сокращению сроков рассмотрения по каждому конкретному случаю.

Пока этого всего нет, и потребуется время, чтобы сформировать новые правила и стандарты энергетического рынка. Но что делать конечным потребителям, которым уже сегодня нужно подключение, поставки электричества, справедливые тарифы и адекватное поведение операторов рынка? Мы рекомендуем вам помощь и поддержку специализированной группы компаний «ЭЛЕКТРИМ»!

Мы работаем на энергорынке Москвы и Московской области уже более 15 лет, оказываем всестороннюю поддержку физическим и юридическим лицам в решении широкого спектра технических и юридическим задач, а также помогает клиентам в досудебном и судебном разрешении споров с операторами энергорынка. Наши специалисты помогают также энергокомпаниям в вопросах взаимодействия с государственными тарифными органами, посредниками и потребителями, обеспечиваем сопровождение сделок по строительству и реконструкции энергообъектов и сетей.

Часто задаваемые вопросы:

Каковы основные причины тарифных споров в электроэнергетике России?

Основными причинами тарифных споров в электроэнергетике России являются неопределенность и противоречивость действующего законодательства, неопределенность и двузначность правил и процедур формирования тарифов, различия в региональной тарификации, постоянно растущие затраты на генерацию и распределение электроэнергии, сложность внедрения эффективного контроля над сетевыми компаниями. 

Как формируются тарифы на электроэнергию для конечных потребителей в РФ?

Тарифы на электроэнергию для конечных потребителей в России формируются из оптовой стоимости приобретенной на рынке электроэнергии, услуг по передаче электроэнергии по электросетям, услуг инфраструктурных компаний и сбытовой надбавки, которая включает расходы на поставку электроэнергии. 

Какие последствия могут возникнуть из-за существующих тарифных споров для конечных потребителей?

Тарифные споры ведут к ряду проблем для конечных потребителей: увеличению тарифов на электроэнергию (компании стремятся покрыть растущие затраты за счет потребителей), непредсказуемости затрат и трудностей с планированием бюджета, ухудшению качества предоставляемых услуг, росту нагрузки на коммерческих потребителей.

Наши сертификаты

Наши благодарственные письма