Споры о реальной стоимости электроэнергии и тарифах на поставляемую мощность – постоянная проблема для российского энергорынка. Конечные потребители и посредники часто не могут разобраться в вопросах формирования рыночных цен и государственных тарифов на услуги, и часто не знают, куда обращаться при возникновении нарушений и спорных ситуаций в процессе поставки электроэнергии.
Связано большое количество споров с несовершенным энергетическим законодательством, которое постоянно изменяется в сторону то энергетиков, то конечных потребителей, сложными и громоздкими процедурами, большим документооборотом, завышенными полномочиями операторов рынка, бесправием конечных потребителей и непоследовательными решениями экономических судов.
Государственная тарифная политика в энергетической сфере

Теоретически, полная стоимость электроэнергии, которая продается конечным потребителям, имеет вполне прозрачную типовую структуру и схему формирования. В идеале она складывается из:
- стоимости электрогенерации, которую Энергосбыт покупает на оптовом рынке (до 50%);
- стоимости услуг по передаче электричества по сетям электросетевых организаций;
- стоимости технически неотделимых услуг – обслуживания электросетей и компенсации потерь;
- стоимости услуг инфраструктурных компаний;
- сбытовой надбавки Энергосбыта (до 4.5%).
Небольшая часть электроэнергии закупается в «ценовых зонах» России, где цены регулируются только рынком и нормативными ограничениями. Основной же объем мощности покупается в регионах с регулируемым ценообразованием, где наряду с конкурентным спросом учитывается предельный уровень регулируемых государством тарифов на электричество. Цены и тарифы регулируются Федеральной антимонопольной службой и корректируются не чаще одного раза в год на основании прогнозных показателей.
Такая структура рынка позволяет избегать монополии в энергетике, регулируя и сдерживая рост тарифов за счет перекрестного субсидирования генерирующих компаний. Однако полностью «оседлать» рынок государство не может:
- мощность потребления конечных потребителей пока учитывается по уровню напряжения;
- часть потребителей подключены к сетям высокого напряжения;
- уровень затрат и издержек генерирующих, энергосбытовых компаний и электросетевых организаций постоянно растет;
- региональная тарификация цен не всегда экономически оправдана, плохо контролируется и только увеличивается.
Более-менее стабилен контроль сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (которых в РФ – большинство), но переход на фиксированные тарифы и отказ от рыночных цен на энергию тоже создает перекос и массу споров в тарифной политике государства.
В результате не работает ни рыночная ценовая свобода, ни искусственное сдерживание цен тарифами, между которыми постоянно мечется государство. Субсидирование убивает коммерческий сектор, тарификация наносит ущерб операторам рынка, рыночные цены – неподъемны для населения.
Неотложные задачи в энергетической сфере

Таким образом, на начало 2025 года энергетическая сфера продолжает находиться в кризисе и несет убытки даже при постоянном росте цен и тарифов. Полумеры и отдельные эффективные шаги (в частности цифровизация услуг, сокращение перекрестного субсидирования, отмена льготных услуг и т.д.) решить проблему не в состоянии – необходим комплексный подход:
- отмена государственного регулирования и восстановление свободного рыночного ценообразования;
- введение единых правил игры для всех участников рынка (коммерческих и государственных);
- отказ от зон тарифного регулирования и уравнивание регионов в правах;
- прекращение всех видов перекрестного субсидирования.
На сегодня уже отменено льготное технологическое присоединение, введена плата за резервирование мощности, узаконены инвестиционные платежи в поддержку инфраструктуры электросетевых организаций, обсуждается вопрос экономической обоснованности двуставочных тарифов на энергопотребление и штрафных санкций за неиспользование заявленной мощности. Решение этих проблем, конечно, понравится не всем участникам рынка, но приведет к исключению огромного объема споров.
Отдельного внимания требует розничный рынок электроэнергии, где также необходимо уравнять в правах поставщиков и потребителей мощности, увеличить число энергетических операторов, упростить процедуру смены поставщика энергии, сократить цепочки посредников между поставщиком и потребителем, начать заключать долгосрочные договора.
Улучшение инвестиционного климата и рост конкуренции не только оживят розничный рынок энергетики, но и естественным образом стабилизируют спрос-предложение, усовершенствуют качество сотрудничества и оказания услуг, создадут условия для появления привлекательных тарифов для потребителей.
Все это – задачи на ближайшие 10-15 лет, которые может инициировать только государство. В нынешнем состоянии энергорынок самостоятельно с такими вызовами вряд ли справится. Нужно изменение энергетического законодательства и урегулирование ценообразования с учетом экономической обоснованности, равноправия и прозрачных правил игры. Иначе энергетические споры не только не прекратятся, но будут только увеличиваться в количестве.
Тарифные споры
Законодательство в сфере энергетики имеет и еще один важный и логичный недостаток – оно ставит в привилегированное положение энергетические компании. Энергопоставщики и электросетевые организации превратились в рыночных монополистов, которые пользуются недостатками и «лазейками» в законах для получения прибыли, а не для повышения качества оказываемых услуг.
Серьезную проблему представляет, в том числе, защита государством и судебными органами интересов этих компаний, вместо поддержки конечных потребителей. ФАС и арбитражные суды часто выносят нелогичные решения в пользу энергетиков, а те активно нанимают целые штаты профессиональных юристов, которых сложно «переиграть» в досудебном и судебном порядке.
Ряд сложных и спорных ситуаций разрешается без опоры на процессуальную практику и аргументированное правовое толкование. Важные судебные случаи почему-то не используются в качестве прецедентов, и выносимые решения по одной и той же проблеме бывают кардинально противоположными.
Естественно, это создает ситуацию юридической анархии и нарушает права конечных потребителей. Решить проблему можно только путем формирования надежной и обоснованной правовой базы, опирающейся на законодательные стандарты и эталонную практику решения споров. Это – путь к сокращению числа споров и сокращению сроков рассмотрения по каждому конкретному случаю.
Пока этого всего нет, и потребуется время, чтобы сформировать новые правила и стандарты энергетического рынка. Но что делать конечным потребителям, которым уже сегодня нужно подключение, поставки электричества, справедливые тарифы и адекватное поведение операторов рынка? Мы рекомендуем вам помощь и поддержку специализированной группы компаний «ЭЛЕКТРИМ»!
Мы работаем на энергорынке Москвы и Московской области уже более 15 лет, оказываем всестороннюю поддержку физическим и юридическим лицам в решении широкого спектра технических и юридическим задач, а также помогает клиентам в досудебном и судебном разрешении споров с операторами энергорынка. Наши специалисты помогают также энергокомпаниям в вопросах взаимодействия с государственными тарифными органами, посредниками и потребителями, обеспечиваем сопровождение сделок по строительству и реконструкции энергообъектов и сетей.
Часто задаваемые вопросы:
Каковы основные причины тарифных споров в электроэнергетике России?
Основными причинами тарифных споров в электроэнергетике России являются неопределенность и противоречивость действующего законодательства, неопределенность и двузначность правил и процедур формирования тарифов, различия в региональной тарификации, постоянно растущие затраты на генерацию и распределение электроэнергии, сложность внедрения эффективного контроля над сетевыми компаниями.
Как формируются тарифы на электроэнергию для конечных потребителей в РФ?
Тарифы на электроэнергию для конечных потребителей в России формируются из оптовой стоимости приобретенной на рынке электроэнергии, услуг по передаче электроэнергии по электросетям, услуг инфраструктурных компаний и сбытовой надбавки, которая включает расходы на поставку электроэнергии.
Какие последствия могут возникнуть из-за существующих тарифных споров для конечных потребителей?
Тарифные споры ведут к ряду проблем для конечных потребителей: увеличению тарифов на электроэнергию (компании стремятся покрыть растущие затраты за счет потребителей), непредсказуемости затрат и трудностей с планированием бюджета, ухудшению качества предоставляемых услуг, росту нагрузки на коммерческих потребителей.