Техобслуживание воздушных линий электропередач – обязательные плановые работы по проверке целостности и состояния кабелей, изоляторов, оборудования ЛЭП и несущих опор магистралей. Это необходимая мера, связанная с тем, что воздушная прокладка электросистемы уязвима для действий бытовых вандалов, температурных перепадов, сильного ветра, обледенения, падения деревьев и т.п.
Чтобы защитить воздушные электромагистрали и обеспечить их надежность и исправность для бесперебойной и качественной передачи электроэнергии, электросетевые компании в обязательном порядке проводят комплексное техническое обслуживание ВЛ, которое включает:
- — визуальные осмотры трасс;
- — проверку состояния кабельных трасс и окружающего пространства;
- — проверку состояния токонесущих кабелей;
- — проверку состояния опор ЛЭП;
- — проверку состояния изоляторов.
Порядок и периодичность техобслуживания воздушных линий электропередач индивидуален, зависит от характеристик магистралей, условий эксплуатации системы и внешних условий.
Визуальные осмотры воздушных линий электропередач
Осмотры трасс воздушных линий электропередач выполняются обходчиками и дежурными бригадами сервисного персонала. В зависимости от решаемых задач разделяются на:- — Периодические:
- — дневные – считаются основным видом осмотра, позволяют оценить целостность конструкций и оборудования линии, проводятся с дистанции не реже одного раза в месяц;
- — ночные – выполняются в темное время суток для оценки состояния ночного освещения и контактных соединений с дистанции, проводятся по необходимости;
- — верховые – выполняются на обесточенных и заземленных магистралях с подъемом электромонтера непосредственно на столб (оценка состояния подключений, изоляторов, столбов), проводятся по необходимости;
- — контрольные – выполняются комплексно для оценки состояния трассы, конструктивных элементов и качества работы электромонтеров, проводятся не реже одного раза в год.
- — Внеочередные – выполняются по необходимости на поврежденных участках электромагистралей, пострадавших от стихий, непогоды, сильных морозов, механических повреждений опор и кабелей.
Проверка состояния трассы воздушной линии электропередач
Этот вид техобслуживания включает проверку:
- — Целостности просеки/охранной зоны линии электропередач (под опорами на расстоянии 4-10 метров в стороны не должно быть стройплощадок, земляных работ, дорог, других коммуникаций, самопроизвольных строений, мусора, посторонних предметов, высокой растительности);
- — состояния и положения несущих опор электротрассы (наличие отклонений, трещин, повреждений, перекоса крепежных элементов из-за оползней, наводнений, сдвига грунтов, ослабления крепежа, неправильный монтаж);
- — противопожарного состояния ЛЭП (отсутствие горючих материалов, лесоматериалов, сена, сухой растительности, посторонних предметов на проводах).
Оценивается не только наличие реальных, но и потенциальных рисков замыкания проводов, возгорания, обрывов, повреждения опор.
Важно! Целостность и правильное положение опор обеспечивают сохранность кабельной проводки, безопасность людей и противопожарную безопасность.
Проверка состояния кабелей ВЛ
Проверяется целостность, надежность монтажа и крепления электронесущих кабелей, что включает проверку:- — целостности монтажа на опорах и отсутствия обрывов проводов;
- — отсутствия наплавлений на отдельных жилах;
- — отсутствия повреждений изоляции;
- — степени натяжки и величины провеса кабелей (стрел подвеса);
- — расстояния между кабелями на опоре;
- — наличия набросов посторонних предметов на кабели;
Важно! При повреждении одного кабеля, существенно возрастает нагрузка на соседние жилы, что приводит к быстрому износу участка проводки. Поэтому, при обнаружении дефектов кабельной проводки и монтажа, выполняется их укрепление, перемонтаж (ремонтные муфты), восстановление изоляция, либо полная замена отдельных кабелей и участков проводки.
Проверка состояния изоляторов
На повреждения и отказ изоляторов приходится до 30% всех неисправностей воздушных ЛЭП. Поэтому их осмотр и проверка – обязательная часть техобслуживания электрокабельных магистралей. В обязательном порядке проверяются:- — отсутствие перекрытий из-за попадания молний (пробой);
- — уровень электрического сопротивления (не менее 300 МОм) и отсутствие наплавлений на контактах;
- — механическая целостность (отсутствие повреждений поверхностей и кольцевых трещин);
- — уровень поверхностного загрязнения;
- — надежность и отсутствие коррозии на креплениях изоляторов (скобы, коромысла, ушки).
Если на изоляторе отсутствует напряжение, либо повреждение поверхности составляет до 25% его общей площади, то изолятор считается некондиционным и требует замены.
Часто задаваемые вопросы
Как определяется охранная зона линии электропередач?
Охранная зона электрической воздушной магистрали рассчитывается с учетом параметров проводки (напряжения) и расстояния между крайними проводами линии. Например, для линии электропередач с напряжением до 20 кВ, проложенной в лесном массиве, ширина просеки составляет 10 метров. А для такой же линии в парковой зоне просека (охранная зона) вообще не требуется при условии, что высота деревьев не превышает 4 метров.
Как определить отклонение опоры ЛЭП от нормы?
Наличие наклона у опоры ЛЭП определяется на глаз (сильное), а минимальное отклонение можно определить отвесом или с помощью теодолита. Даже небольшой наклон опоры опасен, так как создает дополнительное давление на кабельную подвеску.
Как определить правильное расположение проводов на ЛЭП над землей?
Согласно ПУЭ, электрические провода должны располагаться на высоте не менее 6 м над землей, над дорожным полотном – не менее 7 м, над проводами связи – не менее 2 м.