Группа компаний «ЭЛЕКТРИМ» оказывает клиентам в Москве и Подмосковье полный комплекс консультационных и технических услуг по опосредованному присоединению к электрическим сетям на выгодных условиях. Наши специалисты занимаются также юридическими согласованиями подключений к энергоустановкам транзитеров электроэнергии, заключением договоров и разрешением возникающих в процессе эксплуатации сетей споров между сторонами соглашения.
Что такое опосредованное технологическое присоединение, и как это работает?
В системе электрификации жилых и промышленных объектов обычно работает простая и прямая схема: процедуры технологического присоединения к сетям выполняются на основании действующего законодательства, прозрачны и понятны:
– потребитель подает заявку на присоединение к сетям энергопоставщика;
– поставщик электрической энергии выдает потребителю технические условия и заключает с ним договор;
– потребитель составляет электропроект и подает его на согласование;
– выполняются электромонтажные работы по подключению объекта к сетям;
– объект принимается в эксплуатацию;
– энергопоставщик по договору поставляет электричество с разрешенной по ТУ мощностью, потребитель ежемесячно оплачивает потребленный объем.
Однако в старых электросетях до сих пор существует другая система подключений: к энергопоставляющей компании подключено, например, промышленное предприятие или коммерческое здание с собственной энергоустановкой, способной перераспределять электричество. А к этой энергоустановке подключены или другие предприятия, или частные потребители, которые находятся в непосредственной близи от него.
То есть, конечный потребитель получает энергию не напрямую от сетевой компании, а через посредника. Таким образом, потребителем для энергопоставщика является предприятие, а подключенные к его сетям потребители (частные и коммерческие) являются субпотребителями. Такое подключение считается опосредованным.
В принципе, и раньше, и сегодня, опосредованное присоединение субпотребителей – это нормальное явление: процесс их электрификации проходит намного проще и быстрее, а затраты меньше (не нужно тянуть кабели к сетям поставщика, не нужно приобретать дорогостоящее оборудование). Раньше субпотребители (субабоненты) имели возможность заключать договор на подключение с таким предприятием-посредником, и оплачивали потребленную энергию в его бюджет. А то, в свою очередь, оплачивало услуги энергопоставщика с учетом общего потребления всех подключенных потребителей.
Однако возникла проблема: не все субабоненты соблюдали платежную дисциплину, возник серьезный кризис платежей, который на многие предприятия лег серьезным финансовым грузом: посредник не получает оплаты за потребленную электрику от подключенных к нему потребителей, ему сложно рассчитаться с энергопоставщиком, сетевая компания выставляет судебные иски…
Часть субпотребителей могут относиться к неотключаемым (например, инфраструктурные общественные учреждения – школы, детсады, котельные, поликлиники), и за попытку избавиться от них можно получить еще и серьезные штрафы от ФАС. А по правилам недискриминационного доступа сложно отключить и частных потребителей – предприятие будет препятствовать свободному перетоку энергии в сетях.
По сути, предоставив свою энергоустановку субпотребителям, ее владелец, вместо прибыли, получает убытки и нерешаемые проблемы, не может свободно распоряжаться получаемой от поставщика электроэнергией и несет непредвиденные расходы на обслуживание электрических сетей.
Постановление №861: новые требования к опосредованному присоединению
Неурегулированная система юридических отношений в вопросах опосредованных присоединений к электросетям и накопившаяся судебная практика между участниками процесса перетока электричества заставили искать выход из ситуации.
Для начала, собственникам «промежуточных» энергоустановок было предложено получать статус сетевых организаций, чтобы на законных основаниях требовать от субабонентов оплату за обслуживание энергооборудования и оказанные транзитные услуги.
Однако, чтобы получить этот статус, предприятие, по требованию Правительства РФ, должно было:
– ранее иметь статус сетевой компании, но в настоящий момент не оказывать услуги по транспортировке электричества;
– обладать подстанциями мощностью не менее 10 МВА (негенерирующее оборудование) и сетевыми магистралями двух уровней напряжений с протяженностью не менее 15 км;
– имеющихся субабонентов подключать только согласно правилам технологического подключения;
При этом, компенсировать субабоненты были обязаны потребление электроэнергии, но не затраты на содержание и обслуживание энергооборудования. Суды же продолжали принимать сторону субпотребителей при возникновении финансовых споров.
В этой ситуации государство решило вернуться к Постановлению Правительства №861 и внесло в него ряд изменений, чтобы защитить владельцев электроустановок и привести отношения в энергетике к единой и справедливой системе.
Согласно этому постановлению, с 2016 года опосредованное присоединение к энергосистемам допускается по новым правилам:
– Переоформление документов субабонентов и перезаключение договоров с владельцами транзитных энергоустановок (например, при смене собственника подключенного объекта) прекращено.
– Субабоненты теперь должны обращаться в сетевые организации, к системам которых подключена транзитная энергоустановка.
– Договор с сетевой организацией заключается на полноценное присоединение на общих основаниях, с надлежащим оформлением и по установленной процедуре.
– Разрешение на опосредованное подключение действительно только при получении в сетевой компании акта об осуществлении технологического присоединения.
При этом, никаких ограничений на присоединение субабонента к электрическим сетям через сетевое хозяйство абонента (то есть, посредника) сетевой компании не существует – его осуществляет своими силами сетевая компания. Оплату за потребленную энергию также должен получать прямой поставщик электроэнергии.
Потребители, через сетевую систему которых к энергопоставщику подключаются субабоненты, не обязаны получать статус сетевой компании. Субабоненты с такими потребителями дополнительно заключают соглашение об опосредованном присоединении.
Подача заявки на опосредованное присоединение к электросетям
Исходя из вышесказанного, порядок опосредованного подключения теперь идентичен порядку оформления прямого присоединения:
– В сетевую компанию с заявкой обращается сам субабонент, который намерен подключиться к электросетям через энергооборудование абонента (посредника) энергопоставщика.
– Субабонент обязан предоставить стандартных пакет документов для технологического присоединения (в том числе, линейную схему или электрический проект), получить технические условия и заключить договор с сетевой компанией.
– Расчет потребляемой мощности присоединяемого субабонента посредством перераспределения общей мощности (абонент + субабонент) выполняет сетевая организация, и только с согласия абонента.
Важно! Если потребитель дает согласие на перерасчет потребляемой мощности субабонента посредством перераспределения имеющейся мощности, то он автоматически должен ограничить свою максимальную потребляемую мощность на значение, выделенное субабоненту, и зафиксировать соблюдение выделенных технических условий в новом договоре с сетевой организацией в течение 10 дней.
Такой порядок опосредованного технологического присоединения соблюдается в любом случае – даже тогда, когда в сетевой цепочке подключений присутствует два и более подключенных абонента (можно присоединиться и к субабонентам) обращаться с заявкой необходимо только к энергопоставщику или соответствующей сетевой организации.
Если у вас нет времени, опыта и лишних денег на решение проблемы быстрого и гарантированного технологического присоединения в Москве и Московской области, сотрудники группы компаний «ЭЛЕКТРИМ» готовы помочь вам в подготовке документов, подаче заявки на подключение, согласовании технических условий и электрического проекта, выполнении электромонтажных и пуско-наладочных работ, а также получении актов ввода объектов в эксплуатацию. Мы гарантируем успешное решение вопроса электрификации вашего объекта с минимальными затратами!