Современный электроэнергетический рынок характеризуется наличием множества участников, каждый из которых выполняет определенные функции - производство, передача, распределение и сбыт электроэнергии. Взаимодействие всех этих субъектов и их связи с конечными потребителями (владельцами энергопотребляющих объектов недвижимости) подлежат комплексному государственному правовому регулированию, направленному на обеспечение надежности энергоснабжения, недопущение дискриминации потребителей, а также соблюдение баланса интересов сторон.
Нормативно-правовая база отношений в электроэнергетике
Основным источником правового регулирования отношений между поставщиками электроэнергии и ее конечными потребителями является Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике», который определяет общие правовые, экономические и организационные основы деятельности в сфере электроэнергетики и направлен на обеспечение потребителей надежным и качественным электроснабжением.
Кроме этого, разные виды отношений в сфере электроснабжения регулируют также:
- — Гражданский кодекс РФ (ст. 539-547 "Энергоснабжение");
- — Постановление Правительства РФ № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии";
- — Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и Правила технологического присоединения (Постановление Правительства РФ № 861);
- — Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ № 442);
- — Правила заключения договоров снабжения коммунальными ресурсами (Постановление Правительства РФ № 124).
Нормативно-правовое регулирование отношений поставщиков электроэнергии и конечных потребителей осуществляется целым комплексом законодательных актов, которые устанавливают общие правила функционирования рынка электроэнергии, порядок заключения и исполнения договоров энергоснабжения, а также права и обязанности сторон.
Особенности отношений между потребителями и поставщиками электроэнергии
Основа правовых взаимоотношений между потребителями и поставщиками электрической энергии - договор энергоснабжения (глава 30 ГК РФ), который определяет права, обязанности и ответственность сторон. Согласно этому документу, в отношениях принимают участие:
- — гарантирующий поставщик или энергоснабжающая компания – государственная или коммерческая организация, поставляющая потребителям электрическую энергию.
- — потребитель (физическое или юридическое лицо) – покупатель электрической энергии для собственных нужд.
Существенными условиями договора энергоснабжения являются:
- — предмет договора - обязанность энергоснабжающей организации подавать потребителю электрическую энергию по сетям, а потребителя - оплачивать принятую электроэнергию;
- — величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя;
- — точки поставки электроэнергии;
- — порядок учета потребленной электроэнергии и расчетов за нее;
- — иные условия, не противоречащие законодательству (показатели качества электрической энергии, ответственность сторон и т.д.).
Договор энергоснабжения заключается в письменной форме и подписывается сторонами. Физические лица вправе заключать данный договор в упрощенном порядке – по факту первого фактического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Особенности отношений между потребителями и поставщиками электроэнергии
Согласно ФЗ №35, потребители имеют право:
- — на надежное, бесперебойное и качественное электроснабжение в точки поставки;
- — на выбор энергоснабжающей компании для заключения договора;
- — на получение информации (об используемых тарифах, порядке расчетов, качестве оказываемых услуг и т.д.);
- — на ограничение режима потребления при наличии соответствующих оснований.
При этом, потребители обязаны своевременно оплачивать потребленную электроэнергию, соблюдать согласованные договором режимы потребления, обеспечивать безопасную эксплуатацию энергооборудования и приборов учета, предоставлять доступ представителям энергоснабжающей организации для проверки состояния энергоустановки.
Поставщики электроэнергии (коммерческие компании и гарантирующие поставщики), которые поставляют электроэнергию на объекты конечных потребителей и зарабатывают на разнице оптовых и розничных цен на нее, обязаны:
- — заключать договора энергоснабжения с любым обратившимся к ним потребителем, чьи энергопринимающие устройства расположены в зоне их деятельности;
- — применять в договорах цены (тарифы) на электроэнергию в соответствии с действующими нормативными актами;
- — обеспечивать прозрачный и точный учет поставляемой электроэнергии и производить расчеты с потребителями;
- — обеспечивать надежность снабжения электрической энергией в пределах зоны своей деятельности.
К правам поставщиков относятся возможность требовать от потребителей надлежащего исполнения обязательств по оплате электроэнергии, ограничивать или прекращать подачу электроэнергии при нарушении условий договора, устанавливать, заменять, эксплуатировать и проверять приборы электроучета на объектах потребителей.
С отдельными категориями конечных потребителей отношения могут регулироваться по-разному. В частности:
- — физические лица и приравненные к ним группы потребителей могут использовать особый порядок заключения договоров без составления документа и использовать регулируемые государством тарифы;
- — для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена возможность заключения договора энергоснабжения на срок до 1 года;
- — для социально значимых объектов (больниц, школ, детских садов и т.п.) установлен приоритет при ограничении режима потребления и повышенные требования к бесперебойности поставок электроэнергии.
То есть, каждый потребитель электроэнергии, фактически, уникален, и отношения с ним определяются законодательными требованиями. Это правило одинаково, как для частных энергопоставляющих компаний, так и для гарантированных поставщиков.
Порядок разрешения споров между потребителями и поставщиками
В соответствии с ФЗ №35 и другими нормативными актами, разрешение споров между энергоснабжающими организациями и потребителями возможно в досудебном порядке, что включает:
- — рассмотрение разногласий энергетическими комиссиями субъектов РФ (жалобы и претензии по вопросам качества и надежности электроснабжения, применения тарифов);
- — рассмотрение претензий гарантирующими поставщиками по качеству электроэнергии (рассмотрение и обязательно мотивированный ответ);
- — применение процедуры медиации (привлечении посредника) для урегулирования разногласий в добровольном порядке.
В случае если спор не удается разрешить в досудебном порядке, потребители вправе обратиться за защитой своих прав в судебные инстанции (гражданские или арбитражные суды).
Судебная защита прав потребителей
Потребители, чьи права были нарушены энергоснабжающей организацией, вправе обратиться в суд за их восстановлением. Обычно за судебным решением споров обращаются потребители которые:
- — не хотят заключать договор энергоснабжения на условиях энергопоставщика;
- — требуют признания недействительными дискриминационных условий договора;
- — желают возмещения ущерба из-за нарушения условий бесперебойности и качества электроснабжения;
- — намерены оспорить завышенные начисления и необоснованное обогащение энергопоставщика.
Важно! Независимо от того, кто является истцом в судебном споре, бремя доказывания правоты всегда лежит на энергоснабжающей организации. Суды, как правило, становятся на сторону потребителей, если поставщик не может документально подтвердить законность своих действий.
Для возмещения убытков суды требуют доказательств причинно-следственной связи между действиями (бездействием) поставщика и фактически понесенным ущербом потребителем. При этом упущенная выгода также может быть взыскана. Кроме того, суды признают решения энергопоставщиков недействительными и понуждают их к соблюдению законодательных требований (заключение договоров, возобновление подачи энергии и т.п.).
Максимальный приоритет при рассмотрении споров в области электроэнергетики – социально значимым потребителям (больницы, школы и др.): суды обычно признают недопустимыми любые действия по ограничению доступа таких потребителей к энергоснабжению.
Часто задаваемые вопросы:
Какие основные права потребителей электроэнергии закреплены в законодательстве?
Основные права потребителей электроэнергии - на надежное, бесперебойное и качественное электроснабжение, на свободный выбор энергоснабжающей компании для заключения договора, на получение информации об используемых тарифах, порядке расчетов, качестве оказываемых услуг и т.д., на ограничение режима потребления по собственному желанию.
Какими основными правами и обязанностями наделены гарантирующие поставщики электроэнергии?
Основные обязанности гарантирующих поставщиков электроэнергии:
- — заключение договора энергоснабжения с любым обратившимся к ним потребителем;
- — применение цен и тарифов на электроэнергию в соответствии с действующими нормативными актами;
- — организация учета поставляемой электроэнергии и осуществление расчетов с потребителями;
- — обеспечение надежности снабжения электрической энергией в пределах только своей зоны деятельности.
Права энергопоставщиков: возможность требовать надлежащего исполнения обязательств по оплате электроэнергии, ограничивать/прекращать подачу электроэнергии при нарушении потребителями условий договора, производить замену, эксплуатацию и поверку приборов учета, требовать от потребителей допуска к энергетическим объектам для проведения проверок.
Какие особенности регулирования отношений с отдельными категориями потребителей электроэнергии предусмотрены законодательством?
- Для населения и приравненных к ним групп установлен особый упрощенный порядок заключения договора энергоснабжения, а также регулируемые государством тарифы.
- Для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена возможность заключения договора энергоснабжения на срок до 1 года.
- Для социально значимых объектов (больницы, школы и т.п.) установлен приоритет при ограничении режима потребления, а также повышенные требования к бесперебойности энергоснабжения.