Одним из важнейших условий сотрудничества энергосбытовых компаний с конечными потребителями является требования надежной и бесперебойной поставки электричества. Однако нет такой электросети, которая никогда не отключается – многие сети в России изношены, нередки перегрузки на отдельных подстанциях, периодически случаются аварийные обсеточивания.

Проблема не только с самой системой электроснабжения, но и ответственностью энергопоставщиков. Законодательство настолько сложно и несовершенно, что потребителям часто сложно разобраться, когда поставщики нарушают договорные обязательства и обязаны возмещать нанесенный некачественными услугами, а когда отключения электроэнергии законны.
 

На какое время могут отключать электроэнергию по закону, как взыскать ущерб


Нормативы отключения электроэнергии

Права конечных потребителей электроэнергии защищает целый пласт кодексов, законов и подзаконных актов. Это и КоАП, и ФЗ №2300-1, и постановления Правительства РФ №№ 354 и 861. С одной стороны, это много и надежно, а с другой стороны – в некоторых случаях требования разных законов и Правил едва ли не прямо противоречат друг другу, дезориентируя потребителя.

Энеропоставщики в своей работе руководствуются приказом Минэнерго №204, в котором определены категории надежности электроснабжения, и ПП №442, регламентирующим требования по бесперебойности подачи электричества и причины возможного отключения объектов от электропитания.


Когда можно отключать энергоснабжение

Согласно ПП №442, энергопоставщики могут отключать объекты потребителей от электроснабжения в случае, если:

- стороны соглашения добровльно согласились с отключением;

- потребитель нарушает договорные обязательства;

- потребитель самовольно подключился к электросетям;

- потребитель систематически не платит за потребленную электроэнергию (суд);

- решение об отключении принял Роспотребнадзор;

- возникла аварийная ситуация и проводится ремонт сетей.

Если отключение электричества плановое (обслуживание и ремонт сетей), энергопоставляющая компания должна за 10 суток предупредить потребителей об этом. Заодно она должна уточнить основания для отключения и сроки включения электроснабжения.


Правила отключения электроэнергии для потребителей разных категорий

Согласно приказу Минэнерго №204, существует иная шкала правил отключения электричества – по категориям надежности электроснабжения.

Согласно этому документу:

- Объекты первой категории – подключатся к двум источникам питания с функцией взаимного резервирования мощности + обязательному автономному источнику питания. Отключение этих объектов крайне критично для людей и окружающей среды, а условия возможного отключения прописаны в индивидуальном договоре. Обычно это – время, необходимое на переключение со штатных источников питания на резервную мощность.

- Объекты второй категории – подключаются к двум источникам питания с функцией взаимного резервирования мощности + возможному автономному источнику питания. Отключение этих объектов может нанести серьезный материальный ущерб и создать для людей серьезные неудобства. Условия возможного отключения прописаны в договоре. Обычно речь идет о периоде времени, которое необходимо для доставки аварийной бригады к месту аварии и проведения ремонтных работ.

- Объекты третьей категории – все прочие бытовые и мелкие производственные объекты, которые подключатся к одному источнику питания. Отключение этих объектов может создать неудобства только для самих объектов, а его условия прописаны в типовых договорах. Период отключения обычно – время, требуемое на плановый или аварийный ремонт.

Только для объектов третьей категории есть четкие параметры допустимых сроков отключения: не более 24 часов в сутки и не более 72 часов в год. Для 1 и 2 категории надежности эти сроки индивидуальны, но не могут превышать сроки отключения объектов третьей группы!

Превышение этих нормативов допускается только в сложных аварийных ситуациях, когда требуется масштабный ремонт электросетей и подстанций.


Правила отключения коммунальной услуги электроснабжения

Наконец, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (№354), электроэнергия конечным потребителям должна поставляться круглосуточно и бесперебойно в течение года. Отсутствие электроснабжения допускается:

- на 2 часа в сутки – для 1 и 2 категории надежности;

- на 24 часа – для 3 категории надежности.

Отключать потребителя от электричества можно только в том случае, если это не создаст проблем для других жителей многоквартирного дома или жителей других домов, и не приведет к выводу из строя инженерных систем и важного оборудования.
 

Документы и калькулятор


Проблемы определения ответственности энергопоставщика

Вышеперечисленные требования к бесперебойности электроснабжения в разных подзаконных актах одновременно дублируют друг друга и противоречат друг другу. Связано это с тем, что энергопоставляющие компании и конечные потребители руководствуются разными законами.

Представьте, что у вас в квартире отключили электричество на ремонт более, чем на 24 часа. С точки зрения ПП №354, энергопоставщик нарушил свои обязательства и должен быть наказан по статье 7.23 КоАП. Однако энергопоставщик руководствуется ПП №861, где уточнено, что отключать электричество можно не более, чем на 72 часа в год. То есть, наказывать его нельзя – отключение не вышло за установленные нормативы.

Самостоятельно доказать, что энергопоставщик не прав и виноват в нарушении требования по бесперебойности электроснабжения, можно, но очень сложно.

Вам придется доказать, что:

- срок отключения действительно превысил 24 часа в сутки;

- что руководствоваться необходимо положениями ПП №354, а не №861;

- общий срок отключений за год превысил 72 часа (необходимы свидетельства каждого отключения);

- оснований для отключения не было.

Энергопоставщику же будет достаточно предоставить доказательства того, что отключение было аварийным (согласно приказу Минэнерго №204 – любые сроки могут быть нарушены для всех категорий). В этом случае все ваши аргументы работатьне будут.

Чтобы взыскать с энергопоставляющей организации возмещение понесенного вами ущерба от отключения электроэнергии, необходимо подать претензию в саму организацию, а если реакции не последует – иск в суд. Выиграть его будет сложно, поэтому лучше нанять опытных юристов, которые смогут защитить ваши интересы в судебных инстанциях.

Наши сертификаты

Наши благодарственные письма