Защита прав потребителей электроэнергии – важный вопрос для российского энергетического рынка, так как законодательство и правила работы постоянно меняются, а защитные механизмы до конца не отрегулированы. Большинство физических и коммерческих покупателей энергопоставщиков не разбираются в особенностях работы компаний и вынуждены вслепую соглашаться на невыгодные условия сотрудничества.

На самом деле, структура российского энергорынка достаточно проста:

- энергопроизводящие компании вырабатывают электроэнергию и продают ее на свободном оптовом рынке;

- энергопоставляющие организации покупают электричество по оптовым ценам и продают ее конечным потребителям по розничной цене, получая прибыль от маржи;

- энергосетевые компании поставляют покупателям энергию от поставщиков по своей сетевой инфраструктуре и зарабатывают на оказании услуг подключения абонентов и поставки электричества.

Такое разделение полномочий исключает монополизацию рынка крупными коммерческими игроками, дает возможность заработать всем участникам рынка и упрощает регулирование тарифов и ответственности.

Таким образом, конечные потребители вступают в юридические взаимоотношения с двумя видами операторов энергорынка:

- с энергосетевиками – технологическое присоединение, установка энергооборудования и приборов учета, оплата транспортировки электричества, обслуживание и ремонт сетей;

- с энергопоставщиками – учет потребления, тарификация и оплата потребленной энергии.

Ряд вопросов энергоснабжения имеет отношение и к сетевым, и к поставляющим организациям (исправность сетей, корректность работы приборов учета и т.п.). Иногда разобраться, в чьей зоне ответственности находится решаемая проблема, сложно.

Еще одна структурная особенность: продавцы электроэнергии бывают двух типов – гарантированные поставщики (имеют особый статус и работают по регулируемым государством тарифам) и энергопоставляющие коммерческие компании (работают по рыночным тарифам). Первые не имеют права отказывать покупателям и зарабатывают на торговой наценке, вторые – сами выбирают клиентов и зарабатывают на марже между оптом и розницей.

То есть, структура энергетического рынка в России запутана и несовершенна. Разобраться в особенностях юридических отношений с разными игроками часто невозможно, что делает сотрудничество рисковым, а конечного покупателя электроэнергии незащищенным. Однако защитные механизмы существуют, и в них следует разбираться, чтобы уметь защитить свои права и добиться соблюдения энергокомпаниями своих обязанностей.
 

Женщина за столом  

Законодательство о защите прав покупателей электроэнергии

Государством за последние десятилетия создан широкий спектр законодательных актов, которые регулируют взаимоотношения на энергетическом рынке страны и защищают права конечных покупателей энергии – физических лиц и коммерческих компаний.

- Каждый субъект власти в РФ имеет полномочия подвергать работу энергокомпаний государственному контролю через свои уполномоченные органы (Энергонадзор).

- Гарантированные поставщики электричества работают по утвержденным государственным тарифам и контролируются ФАС.

- В ЖК РФ и законодательстве о повышении энергоэффективности и энергосбережении имеются статьи в поддержку потребителей электричества.

Кроме того, напрямую права конечных потребителей электроэнергии защищают ГК РФ (ст. 541-547) и Постановление Правительства России №442, требующее от участников энергорынка заключать официальные договора энергоснабжения, а также ФЗ №2300 «О защите прав потребителей».


Защита покупателей электроэнергии по договору

На основании положений ГК РФ и Постановлений Правительства России, покупатели электричества должны быть защищены обязательным договором о поставке (купле-продаже) электроэнергии, в котором четко прописываются права абонентов.

В этом юридическом документе указывается, что, потребитель имеет право на свое усмотрение выбирать энергопоставщика, а тот не имеет право ему отказать, если у потребителя имеется допущенное к эксплуатации технологическое присоединение и полностью исправная электроустановка (сеть электроснабжения).

Кроме того, в соглашении должны быть указаны дата начала поставки, объемы, режим поставки, качество и стоимость энергии, порядок оплаты и ответственность сторон.

По договору, потребитель имеет право получать энергию по сетям энергосетевой компании:

- по установленным договором тарифам;

- в соответствии с согласованным режимом и графиком;

- в определенном количестве (контролируется приборами учета);

- с соответствующим качеством.

Оплата электроэнергии выполняется по фактически потребленному объему (показания счетчика) в установленное время. Ограничения поставки могут быть только в пределах выделенной мощности.

Если абонент – физическое лицо, использующее электричество в бытовых целях и регулярно оплачивающее потребленную энергию, сетевая компания не имеет права приостанавливать поставки без уважительных причин. Если же это происходит, абонент имеет право потребовать возмещения недополученной энергии или расторгнуть договор.

Кроме того, по договору, энергосетевая компания обязана обеспечить исправность и безопасность электросетей абонента, а также бесперебойность поставки электричества. При появлении неисправностей, «сетевик» должен устранять повреждения за свой счет.
 

Важно! Конечный потребитель электроэнергии (физическое лицо) имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор поставки, если вторая сторона не соблюдает договорных обязательств или выполняет их некачественно. Необходимо только оплатить фактически потребленную энергию и уведомить энергопоставщика.


Защита покупателей электроэнергии по закону о потребителях

Закон о защите прав потребителей (ФЗ №2300) регламентирует право покупателей получать безопасное и качественное электроснабжение, параметры которого должны соответствовать законодательству РФ и прописанным в договоре характеристикам.

В частности, абоненты энергосетей имеют право на:

- Качество электроэнергии – по параметрам напряжения, частоты, перенапряжения, несинусоидальности, провалов (определяется ГОСТ 13 109-97). При ненадлежащем качестве электроэнергии и нанесении материального ущерба оборудованию, абонент имеет право потребовать полного возмещения стоимости техники, пересчета цены обслуживания.

- Бесперебойность снабжения – в соответствии с договорными обязательствами (за исключением плановых отключений на обслуживание и ремонт по установленному графику). Если периоды ремонтного отключения превысят 72 часа в течение года, а единовременное отключение будет более одних суток, ответственность могут нести как поставщик, так и сетевая компания.

- Безопасность электроснабжения – характеристики поставляемого электричества должны быть в пределах, гарантирующих защиту здоровья человека и сохранность имущества. Если они не соответствуют стандартам безопасности, энергокомпания будет нести материальную и административную (штрафы Энергонадзора) ответственность.

- Информирование – обязанность поставщиков и сетевых организаций сообщать данные о технологическом присоединении, условиях договоров, тарифах и ценах (ПП №24), а также об опасных неисправностях в сетях и работе оборудования.

- Возмещение ущерба – обязанность энергокомпаний возмещать нанесенный абонентам ущерб, вызванный низким качеством и перебоями энергии, неисправностями сетей и оборудования.

В случаях нарушения энергетическими компаниями требований законодательства (отказ в присоединении и выдаче ТУ, нарушение договорных обязательств, нарушение прав потребителя и т.д.), абоненты имеют право обращаться к региональным энергокомпаниям с претензиями, а в случае отсутствия реакции руководства компаний – в органы Роспотребнадзора, Энергонадзора и Ростехнадзора, а также в жилищные инспекции, прокуратуру, ФАС и суды.
 

Записи в блокнот  

Важно понимать, что в России достаточно сложно добиться справедливости в решении споров с энергопоставщиками – досудебные и судебные споры сложные и продолжительные, юридических нюансов много, законодательство часто меняется. Здесь практически нереально выиграть самостоятельно.
 

Если вам необходима серьезная юридическая и техническая помощь при решении споров с энергетиками и защите собственных прав потребителя, обратитесь за помощью к специалистам компании «ЭЛЕКТРИМ» в Москве. Мы поможем вам разобраться в любой правовой коллизии, подготовить доказательную базу и пакет документов для предоставления в контролирующие органы, а также защитим ваши интересы в досудебных разбирательствах и судебных процессах.

Наши сертификаты

Наши благодарственные письма