Энергосбережение (энергетическая эффективность) – это набор требований к инженерным решениям и качеству строительства жилых, коммерческих и промышленных зданий и сооружений с точки зрения экономии энергозатрат, минимализации энергопотерь и расходов владельцев объектов на поддержание оптимального уровня энергосбережения.

То есть, речь идет о том, насколько качественно инженерный объект защищен от внешних воздействий и внутренних потерь энергии, а также о том, сколько необходимо тратить на поддержание приемлемых условий жизни, работы и эксплуатации зданий.

Если учесть, что энергозатраты закладываются в себестоимость промпроизводства и платежи за потребленную энергию, энергосбережение можно считать одним из основных критериев стоимости и эксплуатационной эффективности зданий и сооружений, а также уровня конкурентоспособности бизнеса и промышленности. Хотите меньше платить и недорого производить – обеспечьте высокий уровень энергоэффективности объекта недвижимости.

Неудивительно, что энергосбережение давно превратилось в приоритетную задачу государства в процессе строительства и оптимизации энергозатрат зданий всех типов и назначения. На сегодняшний день существует множество государственных программ энергосбережения первичного и вторичного фонда недвижимости, а законодательство в области энергосбережения постоянно совершенствуется.

Выдержка из закона

Законодательство об энергосбережении

Основными принципами государственной политики в области энергосбережения, которые подлежат правовому регулированию, являются:
 

  • - рациональное использование энергоресурсов;
  • - системный подход и всесторонняя поддержка мероприятий по энергосбережению;
  • - системное планирование высокого уровня энергоэффективности;
  • - использование энергоресурсов с учетом существующих экологических, социальных и производственных стандартов.

С точки зрения энергоэффективности инженерных объектов, господдержке подлежат мероприятия по всесторонней защите энергогенерирующих объектов от энергопотерь, проектирование новых зданий с учетом максимального уровня энергосбережения, ремонт и реконструкция зданий с целью сокращения потерь энергии и повышения энергосбережения.

Программами поддержки могут воспользоваться компании:
 

  • - генерирующие энергию и тепло;
  • - потребляющие в процессе коммерческой эксплуатации энергоресурсы (воду, тепло, электричество);
  • - потребляющие в процессе некоммерческой эксплуатации энергоресурсы;
  • - использующие энергию в целях обороны и национальной безопасности, оборонного производства и ядерной энергетики.

В качестве мер государственной поддержки и регулирования энергоэффективности законодательство декларирует разработку специальных федеральных и муниципальных программ и информационных систем, установление классов энергоэффективности объектов, координацию мероприятий, определение энергоэффективных товаров, жилых и нежилых государственных, коммерческих и производственных зданий и сооружений, разработку требований к энергетическим обследованиям, экспертизам и документам.


Изменения в законодательстве об энергосбережении

В 2009 году уже существующий перечень законодательных актов в области повышения энергоэффективности был дополнен ФЗ №261, которым в некоторые положения и требования по энергосбережению были внесены изменения.

Согласно новым требованиям:
 

  • - все объекты должны пройти обследование и энергетическую экспертизу;
  • - энергопотребление объектов должно определяться по фактическим показателям;
  • - создается государственный реестр энергопотребляющих объектов;
  • - региональные программы энергосбережения должны быть стандартизированы (по регионам с близкими климатическими, экономическими и техническими условиями);
  • - владельцы и собственники всех зданий и сооружений несут ответственность за соблюдение действующих нормативов энергоэффективности
  • - все энергопотребляющие объекты (в первую очередь, государственные) должны быть укомплектованы приборами учета потребляемых энергоресурсов;
  • - бюджетные организации обязаны снизить потребление энергоресурсов минимум на 15% в течение 5 лет, и ежегодно после этого – не менее, чем на 3% ежегодно;
  • - компании и организации, потребляющие энергоресурсы на суммы более 10 миллионов рублей, обязаны ввести в штат сотрудника, ответственного за энергосбережение.

С одной стороны, новый закон – менее декларативный и более конкретный, чем его предшественник, с другой он остается сырым, и не решает множество хронических проблем российского энергетического рынка и стратегии повышения энергоэффективности.
 

Папки


Недостатки закона

Пожалуй, самый большой недостаток закона - серьезное расширение полномочий контролирующих органов центральной государственной власти. В частности, именно на них возложены функции разработки нормативов энергопотребления для зданий и сооружений, хотя эту работу стоило бы поручить органам муниципальной власти, которые лучше разбираются в климатических, экологических и технических особенностях своих регионов. Разработка «правил игры» на федеральном уровне – это увеличение сроков решения проблем и многочисленные ошибки.

 

  • - Отдельная тема – ответственность бытовых потребителей энергетических ресурсов и полное оборудование жилых зданий приборами учета. К сожалению, жильцам многоквартирных домов придется в обязательном порядке устанавливать счетчики на энергию за свой счет. В случае отказа от оплаты установки счетчиков, суд может обязать жильца оплатить еще и судебные издержки ресурсосберегающей организации.
     
  • - Кроме того, общедомовая экономия энергии также возложена на жильцов многоквартирных зданий. Они обязаны финансировать энергосберегающие мероприятия, которые будут проводить владельцы зданий и эксплуатирующие компании. Это увеличивает финансовую и юридическую нагрузку на самую незащищенную категорию участников энергорынка – обычных граждан.
     
  • - Ответственное за энергосбережение лицо обязано не реже раза в год доводить до жильцов многоквартирного дома список мероприятий в рамках программы энергосбережения. Обязательно должны озвучиваться сроки проведения и стоимость и пути окупаемости таких мероприятий. При этом, уровень полномочий такого лица не очень понятен, как и нет ясности – какие меры наказания законно применять к жильцам, не желающим финансировать работы (уточнены только размеры штрафов на ответственных за неисполнение программы энергосбережения).
     
  • - Спорное положение – источники финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Модернизация энергопотребления проводится за счет внебюджетных средств владельцев объектов, которые затем смогут компенсировать затраты за счет последующей экономии средств на оплату энергоресурсов.


Имейте в виду, если ваш дом не оборудован приборами учета энергоресурсов (неважно по чьей вине – жильцов или владельцев дома), вам придется оплачивать потребление по установленным нормативам общедомового расхода, с учетом площади помещений каждого жильца и повышающего коэффициента (ПП №354).

Наши сертификаты

Наши благодарственные письма