Энергосбережение (энергетическая эффективность) – это набор требований к инженерным решениям и качеству строительства жилых, коммерческих и промышленных зданий и сооружений с точки зрения экономии энергозатрат, минимализации энергопотерь и расходов владельцев объектов на поддержание оптимального уровня энергосбережения.
То есть, речь идет о том, насколько качественно инженерный объект защищен от внешних воздействий и внутренних потерь энергии, а также о том, сколько необходимо тратить на поддержание приемлемых условий жизни, работы и эксплуатации зданий.
Если учесть, что энергозатраты закладываются в себестоимость промпроизводства и платежи за потребленную энергию, энергосбережение можно считать одним из основных критериев стоимости и эксплуатационной эффективности зданий и сооружений, а также уровня конкурентоспособности бизнеса и промышленности. Хотите меньше платить и недорого производить – обеспечьте высокий уровень энергоэффективности объекта недвижимости.
Неудивительно, что энергосбережение давно превратилось в приоритетную задачу государства в процессе строительства и оптимизации энергозатрат зданий всех типов и назначения. На сегодняшний день существует множество государственных программ энергосбережения первичного и вторичного фонда недвижимости, а законодательство в области энергосбережения постоянно совершенствуется.
Законодательство об энергосбережении
Основными принципами государственной политики в области энергосбережения, которые подлежат правовому регулированию, являются:
- - рациональное использование энергоресурсов;
- - системный подход и всесторонняя поддержка мероприятий по энергосбережению;
- - системное планирование высокого уровня энергоэффективности;
- - использование энергоресурсов с учетом существующих экологических, социальных и производственных стандартов.
С точки зрения энергоэффективности инженерных объектов, господдержке подлежат мероприятия по всесторонней защите энергогенерирующих объектов от энергопотерь, проектирование новых зданий с учетом максимального уровня энергосбережения, ремонт и реконструкция зданий с целью сокращения потерь энергии и повышения энергосбережения.
Программами поддержки могут воспользоваться компании:
- - генерирующие энергию и тепло;
- - потребляющие в процессе коммерческой эксплуатации энергоресурсы (воду, тепло, электричество);
- - потребляющие в процессе некоммерческой эксплуатации энергоресурсы;
- - использующие энергию в целях обороны и национальной безопасности, оборонного производства и ядерной энергетики.
В качестве мер государственной поддержки и регулирования энергоэффективности законодательство декларирует разработку специальных федеральных и муниципальных программ и информационных систем, установление классов энергоэффективности объектов, координацию мероприятий, определение энергоэффективных товаров, жилых и нежилых государственных, коммерческих и производственных зданий и сооружений, разработку требований к энергетическим обследованиям, экспертизам и документам.
Изменения в законодательстве об энергосбережении
В 2009 году уже существующий перечень законодательных актов в области повышения энергоэффективности был дополнен ФЗ №261, которым в некоторые положения и требования по энергосбережению были внесены изменения.
Согласно новым требованиям:
- - все объекты должны пройти обследование и энергетическую экспертизу;
- - энергопотребление объектов должно определяться по фактическим показателям;
- - создается государственный реестр энергопотребляющих объектов;
- - региональные программы энергосбережения должны быть стандартизированы (по регионам с близкими климатическими, экономическими и техническими условиями);
- - владельцы и собственники всех зданий и сооружений несут ответственность за соблюдение действующих нормативов энергоэффективности
- - все энергопотребляющие объекты (в первую очередь, государственные) должны быть укомплектованы приборами учета потребляемых энергоресурсов;
- - бюджетные организации обязаны снизить потребление энергоресурсов минимум на 15% в течение 5 лет, и ежегодно после этого – не менее, чем на 3% ежегодно;
- - компании и организации, потребляющие энергоресурсы на суммы более 10 миллионов рублей, обязаны ввести в штат сотрудника, ответственного за энергосбережение.
С одной стороны, новый закон – менее декларативный и более конкретный, чем его предшественник, с другой он остается сырым, и не решает множество хронических проблем российского энергетического рынка и стратегии повышения энергоэффективности.
Недостатки закона
Пожалуй, самый большой недостаток закона - серьезное расширение полномочий контролирующих органов центральной государственной власти. В частности, именно на них возложены функции разработки нормативов энергопотребления для зданий и сооружений, хотя эту работу стоило бы поручить органам муниципальной власти, которые лучше разбираются в климатических, экологических и технических особенностях своих регионов. Разработка «правил игры» на федеральном уровне – это увеличение сроков решения проблем и многочисленные ошибки.
- - Отдельная тема – ответственность бытовых потребителей энергетических ресурсов и полное оборудование жилых зданий приборами учета. К сожалению, жильцам многоквартирных домов придется в обязательном порядке устанавливать счетчики на энергию за свой счет. В случае отказа от оплаты установки счетчиков, суд может обязать жильца оплатить еще и судебные издержки ресурсосберегающей организации.
- - Кроме того, общедомовая экономия энергии также возложена на жильцов многоквартирных зданий. Они обязаны финансировать энергосберегающие мероприятия, которые будут проводить владельцы зданий и эксплуатирующие компании. Это увеличивает финансовую и юридическую нагрузку на самую незащищенную категорию участников энергорынка – обычных граждан.
- - Ответственное за энергосбережение лицо обязано не реже раза в год доводить до жильцов многоквартирного дома список мероприятий в рамках программы энергосбережения. Обязательно должны озвучиваться сроки проведения и стоимость и пути окупаемости таких мероприятий. При этом, уровень полномочий такого лица не очень понятен, как и нет ясности – какие меры наказания законно применять к жильцам, не желающим финансировать работы (уточнены только размеры штрафов на ответственных за неисполнение программы энергосбережения).
- - Спорное положение – источники финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Модернизация энергопотребления проводится за счет внебюджетных средств владельцев объектов, которые затем смогут компенсировать затраты за счет последующей экономии средств на оплату энергоресурсов.
Имейте в виду, если ваш дом не оборудован приборами учета энергоресурсов (неважно по чьей вине – жильцов или владельцев дома), вам придется оплачивать потребление по установленным нормативам общедомового расхода, с учетом площади помещений каждого жильца и повышающего коэффициента (ПП №354).