С ростом цен на энергоресурсы и повышением спроса на электроэнергию, энерготрейдинг становится незаменимым инструментом для крупных промышленных предприятий и энергетических компаний, работающих на оптовых энергорынках. Профессиональный мониторинг рыночных ситуаций и эффективное управление закупками и продажами энергоресурсов позволяют существенно минимизировать затраты и получать высокие прибыли участникам рынка.

Что такое энерготрейдинг?

Что такое энерготрейдинг

Энерготрейдинг — это покупка и продажа электроэнергии на оптовых и розничных рынках с целью получения прибыли, минимизации затрат и оптимизации энергетических портфелей. Этот вид деятельности предполагает:

  •  — оценку рыночных условий;
  •  — анализ ценовых трендов;
  •  — управление рисками и совершение сделок купли-продажи;
  •  — взаимодействие с различными участниками рынка (поставщиками, покупателями, дистрибьюторами).

Основная цель энерготрейдинга - создание эффективной модели закупок и продаж электроэнергии, которая позволяет предприятию или компании адаптироваться к изменению рыночных условий и технологическим инновациям, снизить стоимость энергии и получать стабильную прибыль.

Участниками энергетического рынка, которые занимаются энерготрейдингом – это:

  •  — производители электроэнергии - компании, генерирующие электроэнергию с использованием собственных мощностей и различных источников сырья;
  •  — покупатели - конечные пользователи электроэнергии, промышленные предприятия, коммерческие организации и частные домохозяйства;
  •  — дистрибьюторы (посредники) – компании и организации, обслуживающие рынок и обеспечивающие доставку электроэнергии от продавцов к покупателям. 

Функционирование рынка обеспечивается за счет спроса и предложения, внедрения нескольких моделей поставки электроэнергии, ряда тарифных планов и динамичного колебания цен. Кроме того, антимонопольное законодательство требует, чтобы участники рынка диверсифицировали свою деятельность: производители должны продавать электричество на оптовом рынке крупным потребителям и региональным компаниям по свободным рыночным ценам, а те, в свою очередь могут продавать его конечным потребителям на розничном рынке по фиксированным тарифам или договорам-купли продажи.

Задача энерготрейдеров – работа на оптовом рынке электроэнергии и заключение сделок с контрагентами на основе использования системы определения ценовых трендов (мониторинг цен и аналитика), систем учета и финансовых инструментов (форвардные контракты, фьючерсы, опционы). Также в задачу энерготрейдеров входит защита сделок от рисков финансовых потерь из-за высокой волатильности рыночных цен.

Энерготрейдинг опирается на несколько важных понятий:

  •  — установка цен — формирование цены закупки электроэнергии на базе глубокого анализа и понимания внутренней структуры покупателя и внешней рыночной ситуации, что позволяет снизить риски при формировании закупок;
  •  — локальная предельная цена (LMP) – стоимость электроэнергии в определенной области, которую формирует спрос и предложение, а также физическое состояние электросетей в конкретном регионе.

На оптовых рынках энерготрейдеры предприятия или крупной компании могут использовать два способа торговли:

  •  — спотовые контракты – немедленная покупка или продажа электроэнергии (краткосрочный контракт) по реальной рыночной цене, позволяющая оперативно использовать благоприятную рыночную ситуацию и краткосрочное колебание цен;
  •  — фьючерсные и форвардные контракты – сделки на поставку электроэнергии в будущем по предварительно зафиксированной цене, что дает возможность долгосрочного планирования и защиту от резких колебаний цен.

Обязательно принимается в расчет государственное регулирование энергетического рынка. Государственные регуляторы активно работают на розничном рынке, вводя законодательные ограничения и устанавливая фиксированные тарифы для продажи электроэнергии конечным потребителям. На оптовом рынке регулирование ведется не так активно, но законодательная база и правила лицензирования существенно влияют на правила игры, что также важно учитывать при проведении сделок.

Услуги энерготрейдинга

Услуги энерготрейдинга

Для успешной работы на энергетических рынках необходимы профессиональные знания, глубокая аналитика и внимательный мониторинг рынка. Если своих специалистов у вас нет, а готовить их некогда, вам потребуется помощь сторонних профессионалов – компаний, который работают на энергорынке в качестве брокеров и предлагают своим клиентам широкий спектр услуг по эффективному управлению энергозакупками (энерготрейдинг), включающий:

  •  — оценку готовности вашего предприятия/компании к работе на энергорынке;
  •  — поддержку на всех этапах выхода на оптовый рынок электроэнергии;
  •  — контроль получения лицензий и разрешений от контролирующих органов;
  •  — оперативный мониторинг и анализ рыночной ситуации с использованием современных инструментов;
  •  — комплекс оптимизации энергозатрат (аудит энергопотребления и рекомендации по его снижению);
  •  — разработку оптимальных торговых стратегий закупки/продажи энергоресурсов;
  •  — сопровождение торговых операций на оптовом рынке электроэнергии;
  •  — индивидуальное хеджирование рисков для защиты от ценовых колебаний с использованием финансовых инструментов и деривативов;
  •  — подготовка аналитических отчетов, ориентированных на индивидуальные потребности клиента;
  •  — контроль выполнения стандартов качества и надежности услуг для защиты потребителей;
  •  — организацию обучения для энерготрейдеров предприятий управлению рисками и оптимизации процессов.
  •  — техническую и юридическую консультацию по вопросам работы на оптовых и розничных рынках электроэнергии.

Задача стороннего энерготрейдинга — комплексное сопровождение клиентов на всех этапах работы на оптовом энергорынке, помощь в оптимизации затрат и получении максимальной выгоды из современных возможностей рыночной торговли.

Часто задаваемые вопросы:

Какие риски связаны с энерготрейдингом и как их можно эффективно минимизировать?

Энерготрейдинг сопряжен с определенными рисками, которые влияют на финансовые результаты предприятий и компаний:

  •  — высокая волатильность цен и неопределенность в ценообразовании на электроэнергию;
  •  — расчетные и операционные ошибки, неправильные торговые решения трейдеров;
  •  — резкие изменения в законодательстве, влияющие на правила работы и ценовые ситуации;
  •  — несоблюдение контрагентами и партнерами договорных обязательств по объективным и субъективным причинам;
  •  — технические сбои в системах учета и торговли.

Эти риски хорошо известны профессионалам, и от них давно выработаны надежные механизмы защиты.

Какие услуги профильных компаний в области энерготрейдинга можно использовать для снижения энергозатрат?

Профильные энерготрейдинговые компании предлагают широкий спектр услуг для работы на ОРЭМ:

  •  — консультации и оценку готовности предприятия к выходу на рынок электроэнергии;
  •  — полное сопровождение клиентов по входу на энергорынок;
  •  — помощь в получении необходимых лицензий и разрешений от регулирующих органов;
  •  — разработку стратегий и практическую помощь в управлении закупками и продажами мощности;
  •  — аудит потребления электроэнергии и разработку программ по снижению энергозатрат;
  •  — мониторинг ситуаций на рынке, предоставление актуальных данных и прогнозов цен на электроэнергию;
  •  — услуги по хеджированию рисков для защиты от ценовых колебаний;
  •  — обучение персонала заказчика способам работы на рынке электричества.

Эти услуги помогут предприятиям и компаниям снизить затраты на электроэнергию и оптимизировать торговые операции для повышения финансовой эффективности.

Каковы основные аспекты торговли электроэнергией?

Энерготрейдинг – сложный процесс купли-продажи электроэнергии, который опирается на несколько принципов:

  •  — тщательное исследование текущей и перспективной рыночной ситуации, мониторинг ценовых трендов, спроса и предложения;
  •  — использование современных аналитических и финансовых инструментов;
  •  — учет и использование рыночной динамики цен;
  •  — необходимость внедрения систем учета и анализа энергозатрат;
  •  — установление продолжительных отношений с поставщиками на основе фиксированных цен (долгосрочные контракты);
  •  — постоянный анализ результатов торговли и адаптация стратегий в соответствии с изменениями на рынке.

Работая с перечисленными принципами и стратегиями, участники энергорынка могут существенно повысить рентабельность своего бизнеса и минимизировать риски и реальные затраты.

Получите реальный расчет стоимости подключения

Наши сертификаты

Наши благодарственные письма